XLIII Международная филологическая научная конференция

Креативность vs. творчество в разных типах дискурса

Наталия Михайловна Азарова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт языкознания РАН

кинозал
2014-03-13
10:50 - 11:15

Ключевые слова, аннотация

На основе лингвистического анализа функционирования слов творчество и креативность и производных от них в разных дискурсивных моделях (научной, поэтической, публицистической, разговорной) предпринимается попытка описания бытования оппозиции концептов креативность vs. творчество в русской культуре конца XX – начала XXI вв.



Тезисы

В русской абстрактной лексике существует некая особенность, позволяющая по-новому рассмотреть целый ряд концептов современной культуры. Это наличие дублетов, появившихся в разное время, но тем не менее освоенных языком: концепт и понятие, реальное и настоящее. К подобному феномену относится и пара творчество и креативность. Говорящими креатив (креативность) уже не воспринимается как варваризм: об освоенности слова креатив в русском языке говорит обширное количество дериватов в повседневном и профессиональном дискурсе. Творчество и креативность противопоставлены по параметрам вертикальность – горизонтальность; тотальная адресация – целевая адресация; некоммуникативность (или ограниченная коммуникативность) – коммуникативность; страдание, преодоление – удовольствие, наслаждение (можно сказать муки творчества, но нельзя муки креативности). Если творчество мандаторно, то креативность теряет идею диктата, становится чем-то дополнительным, желательным. Творчество понимается онтологически, креативность – социально-психологическая категория. Слово творчество в современной общеупотребительной речи чрезвычайно частотно, однако те, кто традиционно считались творцами, особенно имеющими отношение к слову (например, поэты), не отрицая привычного понятия творчество, тем не менее, применительно к себе отказываются говорить в терминах творчества и креативности. Частотность терминов креативности и подчеркивание креативности и творчества как ценностей более всего характерны для речи русских женщин upper, upper middle и middle class. Концепт креативности укореняется во внутренней культуре и десемантизируется во внешней.