XLIII Международная филологическая научная конференция

О сакральных основах живописи Болгарии в ХХ веке

Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж

БАН, Славянский зал
2014-03-13
14:30 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу произведений известных художников Болгарии ХХ в. Автор обнаруживает те скрытые архетипы и символы, которые есть практически в каждом из наиболее знаменитых произведений болгарской живописи. В круг исследуемых картин включены произведения таких болгарских мастеров, как В. Димитров-Майстора, И. Петров, З. Бояджиев, А. Поплилов, А. Петрова, С. Венев и ряд других. Автор приходит к выводу, что главной сакральной основой живописи Болгарии являлась древняя икона. Все наиболее известные мастера Болгарии так или иначе опирались на этот архетип.



Тезисы

Одной из наиболее важных проблем развития искусства той или иной национальной школы остается проблема сохранения национальных особенностей в условиях огромного влияния ведущих европейских школ, политических и социальных причин, а  также влияния художественного рынка как такового. В ХХ в. на развитие живописи Болгарии последовательно влияли различные силы и исторические события. Прежде всего, сама история с её революциями и двумя мировыми войнами не могла не оказать существенного влияния на развитие  изобразительного  искусства. Сам социальный строй в Болгарии, как и во многих европейских странах, неоднократно менялся. Нельзя утверждать, что события истории  не оказали сушественного влияния на развитие живописи как таковой. Тематика произведений  во многом определялась ходом истории, и  было бы странно, если бы такого влияния не было. Однако, темой нашего сообщения является как раз не выявление новых тем и тенденций, а обнаружение неких «постоянных величин», которые, как нам представляется, и придают болгарской живописи тот колорит и неповторимость, без которых она растворилась бы в море «европейских ценностей», утратив свое лицо. Такими постоянными, или сакральными, основами,  с нашей точки зрения, были вполне определенная «религиозность» болгарской живописи, а также тяготение её к народному колориту, понимаемому не в духе этнографической экзотики, а на уровне   национальной  символики. Именно такой подход позволил болгарским художникам достичь новых высот в живописном мастерстве, породил таких мастеров, как Владимир Димитров-Майстора и многих других.