XLIII Международная филологическая научная конференция

Проблема обратного влияния тестирования (washback) в контексте социальных последствий

Ирина Георгиевна Большакова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2014-03-13
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается проблема обратного влияния тестирования, получившая в английском языке название washback. Феномен обратного влияния освещается с трех сторон: на уровне, затрагивающем эффект обучения в классе и влияние на учащихся и педагогов; на уровне, относящемся к выработке политических решений, администрированию в сфере учебных заведений и издательской деятельности; а также на социально-психологическом уровне, характеризующем возможности человека в конкретном социуме.



Тезисы

Термин «washback» («обратное влияние», или «обратный эффект») в тестировании обычно означает то влияние, которое тесты или экзаменационные испытания способны оказывать на академические учебные планы и методы преподавания. Однако имеет смысл рассматривать обратный эффект тестирования и в более широком контексте, включающем как администрирование в сфере учебных заведений, так и образовательную политику в целом, и издательскую деятельность. Особые масштабы проблема обратного эффекта приобретает в случае применения хай-стейкс-тестов, то есть тестов, способных оказывать существенное влияние на значимые аспекты жизни человека. В процессе применения тестирования в учебных заведениях существует тенденция к возрастанию времени и усилий, затрачиваемых на обучение тому, что измеряют тесты. Но так как время обучения ограничено, усилия по изучению материала, не измеряемого тестом, сокращаются. В итоге знания и навыки, проверяемые тестами в силу того, что их можно измерить легко и с минимумом затрат, становятся единственными, которым вообще обучают, тогда как важные навыки, которые не измеряются тестом, выпадают из содержания обучения. В итоге целые организации вынуждены подстраивать свои учебные планы под методы итогового оценивания Серьезной проблемой в образовании становится ситуация, когда стратегией обучения становится «натаскивание на тест» (teaching to the test), то есть когда программа обучения превращается в подготовку к стандартизованному тесту. Проблема применения тестов и использования полученных результатов имеет как морально-этические, так и социально-психологические и политические аспекты. В настоящее время многие исследователи считают, что использования данных стандартизованного теста недостаточно для целей оценивания и принятия решений, настаивая, что пришло время применение тестов подвергнуть критическому пересмотру.