XLIII Международная филологическая научная конференция

Лирика Л. Тика: от фрагмента к энциклопедии.

Татьяна Алексеевна Зотова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

191
2014-03-14
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Сборник "Gedichte" ("Стихотворения"), объединяющий фрагменты произведений разных лет, строится по нетипичным для Л. Тика принципам.
Он принципиально отличается от всех прочих сборников Тика, в частности, крупнейшего "Фантазуса", и, по-видимому, представляет собой попытку автора переосмысления собственной роли в развитии романтического движения и маркирует начало размежевания с ним. 

Тезисы

Первый поэтический сборник Л. Тика, «Gedichte» ("Стихотворения"), выходит в 1821 г., через несколько лет после шеститомного сборника "Фантазус", собравшего все хоть сколько-нибудь значимые произведения автора, в период творческого кризиса Тика, и, фактически, при отсутствии необходимости в новом собрании сочинений. Интерес представляет первая часть "Стихотворений", состоящая из фрагментов драм и романов, а также немногих отдельных, как ранних, так и новых произведений. Особенность сборника заключается в нетипичном для Тика подходе к обработке собственных текстов: все фрагменты публикуются без указания источника, т.е., исходного текста. Сам же текст при фрагментации изменяется и корректируется, что затрудняет определение его происхождения. 
Иногда часть исходного текста заимствуется таким образом, чтобы эта часть получила принципиально новую роль: так, например, ремарка драмы становится подзаголовком фрагмента. Фрагменты всегда получают собственное название, всегда краткое и суммирующее. Названия стихотворений указывают на основные романтические топосы, а редакция текстов всегда производится в согласии с указанной в названии темой. Заметны попытки автора организовать сборник тематически, переходя от одной группы близких другу другу тем к другой. Таким образом, автор вырывает эти фрагменты из привычного контекста и даёт им новый.
Нетипичный для Л. Тика сборник "Стихотворения" можно интерпретировать как попытку создания автором своеобразной "энциклопедии" раннего романтизма.  В отличие от универсализма сборника "Фантазус", где тексты Тика, относящиеся к разным родам и жанрам, обрамлены повествовательной рамкой, раскрывающей основные эстетические воззрения автора, энциклопедичность сугубо лирического сборника "Стихотворения" предполагает новый, максимально отстранённый взгляд на собственное творчество, переосмысления собственной роли в получившем широкое распространение движении.