XLIII Международная филологическая научная конференция

Переосмысление богословской терминологии в произведениях Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева

Елена Владимировна Сергеева
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Кафедра библеистики
2014-03-14
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе содержится краткий анализ понятия «авторская философская терминология», представлена типология авторских философских терминов. Авторы рассматривают  явление переосмысления богословских терминов в русской философии конца XIX – начала XX вв, анализируют сходство и различие семантики переосмысляемых богословских терминов в текстах двух философов: Вл. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова.



Тезисы

Особый тип авторских философский терминов – это переосмысленные термины богословия. Если богословский термин становится значимым для изложения мировоззрения автора, для формулировки философской идеи, то, как правило, наблюдается семантическая деривация лексемы. Термин синкретичен по своей семантической природе и может быть определен как религиозно-философский. Показателен пример воспроизведения и трансформации значения богословского термина «пятидесятница» в произведениях Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева. Контекстуальный анализ позволяет сделать вывод о наличии трех значений религиозно-философского термина «пятидесятница» в текстах Н. Ф. Федорова: 1. (с прописной буквы). Христианский праздник дня сошествия Святого Духа на апостолов (в православии – День Святой Троицы), совершаемый на пятидесятый день после Пасхи; основная идея которого – соединение народов в вере и деле Христовом, противопоставляемое вавилонскому смешению языков. ++ объединение человечества в общем деле – в регуляции природы. 2. (со строчной буквы). В словосочетании «филологическая пятидесятница»: объединение человечества в одном «всемирном, всенародном, всеязыческом, христианском» языке, который должен быть «результатом сравнительного языкознания»; единство в слове. 3. (со строчной буквы). В словосочетании «этнографическая пятидесятница». Духовное родство, крестовое братство, при заключении которого люди разной племенной принадлежности обмениваются образками, становясь крестовыми братьями. Вл. С. Соловьев употребляет этот термин в двух значениях. 1. Как собственно церковный («Духовные основы жизни»); 2. Как религиозно-философский («Об упадке средневекового миросозерцания»): 1) момент перерождения, духовного возрождения;  вообще перерождение, новое духовное рождение церкви и человека; 2) вообще перерождение, новое духовное рождение церкви и человека, а также момент распространения спасения на все человечество.