XLIII Международная филологическая научная конференция

Структура образа в любовной лирике модернизма: «Поезд метро» Г. Бенна и его прототипы

Никон Игоревич Ковалев
Докладчик
аспирант
Институт мировой литературы РАН

190
2014-03-15
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается влияние барочной лирики на образную структуру одного из виднейших представителей немецкого модернизма Г. Бенна. В раннем стихотворении «Поезд метро» наблюдается значительное типологическое сходство с лирикой барокко в структурировании образа возлюбленной. Последняя предстает перед взором лирического героя не в своей целокупности, а как набор отдельных частей тела (рот, бедра) и элементов одежды (чулки). Однако эта барочная традиция преломляется Бенном с учетом достижений лирики символизма («Прохожей» Бодлера) и превращается в оригинальное модернистское произведение.

Тезисы

В Германии эпохи модернизма происходит настоящий барочный ренессанс – начитают переиздаваться забытые авторы той эпохи, пишутся первые серьезные теоретические работы, осмысляющие литературу барокко как стилистическое единство. Барокко оказывает значительное влияние на формирующиеся в это время новые литературные течения и направления. Наиболее глубоким было влияние на экспрессионизм, отмеченное В. Беньямином в его работе «Происхождение немецкой барочной драмы». Экспрессионисты сыграли значительную роль в переосмыслении барокко в ХХ веке. Так, Клабунд в своем предисловии к издании лирики Грифиуса в 1907 г. высказал робкую надежду, что «его лирика займет столь же достойное место на пьедестале, как и его драматургия», в дальнейшем же литературоведение выдвинуло на первый план именно Грифиуса-лирика. Но значительный интерес для литературоведения представляют и типологические пересечения между этими удаленными друг от друга во времени эпохами. Одна из таких параллелей является предметом анализа в настоящем докладе. В любовной лирике немецкого барокко образ возлюбленной нередко дробится на отдельные фрагменты, зачастую последняя описывается как совокупность элементов, производящих особое впечатление на лирического героя. В любовной лирике Бенна, в частности, в раннем стихотворении «Поезд метро» происходят схожие процессы. Возлюбленная предстает перед взором лирического героя не в своей целокупности, а как набор отдельных частей тела (рот, бедра) и элементов одежды (чулки). Однако эта барочная традиция преломляется Бенном с учетом достижений лирики французского символизма (в стихотворении ощутимы отзвуки стихотворения Бодлера «Прохожей»). В результате барочная образность и лексика, попав на чуждую ей изначально тематическую почву символизма, дает плоды в виде оригинального модернистского произведения.